Принят на заседании педагогического совета От 19.05.2021 г., протокол № 6 ОТЧЕТ о самообследовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалганская средняя общеобразовательная школа» Дербентского муниципального района по итогам 2020 года 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Самообследование за 2020 календарный год Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Джалганская средняя общеобразовательная школа» Дербентского муниципального района проводилось в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией", с учетом изменений Порядка проведения самообследования образовательной организации, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 года №1218, от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Самообследование проводится ежегодно за предшествующий самообследованию календарный год в форме анализа. При самообследовании дается оценка содержания образования и образовательной деятельности МБОУ «Джалганская СОШ», оцениваются условия реализации основной образовательной программы, а также результаты реализации основной образовательной программы. В своей деятельности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалганская средняя общеобразовательная школа» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Дагестан, нормативными документами Управления образования администрации Дербенсткого муниципального района, Уставом школы. Деятельность школы осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Образовательное учреждение стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий образовательной деятельности. Основной целью работы школы является развитие творческой компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки обучающихся к жизни в социуме. 2 1.1. Общие сведения об общеобразовательной организации 1. Наименование МБОУ в соответствии с Уставом Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалганская средняя общеобразовательная школа» 2. Юридический адрес 368612, Республика Дагестан Дербентский район с. Джалган ул. Школьная 3 3. Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта в сети «Интернет» -телефон -89654854231; -электронная почта – djalgansosh@yandex.ru -адрес сайта ОУhttps://v-dzh.dagestanschool.ru/ Администрация Дербентского муниципального района 4. Учредитель 5. Администрация: директор заместитель директора по УВР 6.Устав (новая редакция) 7. Лицензия 8. Свидетельство о государственной аккредитации 9. Образовательные программы ОУ (по лицензии) 10. Органы самоуправления Гаджалиев Гаджиали Мирзаевич Байрамов Зергар Тажетдинович Устав в новой редакции принят на общем собрании трудового коллектива МБОУ «Джалганская СОШ», утверждён Постановлением администрации Дербентского муниципального района от 26.12.2019 г. №377. серия 05Л01 № 0000714, регистрационный № 6609 от 12.12.2012 г., бессрочно. серия 05А01 №0000423 , регистрационный № 5657 от 13.03.2014 г. Срок действия: до 13.03.2026 1. Начальное общее образование; 2. Основное общее образование; 3. Среднее общее образование Педагогический совет Совет Учреждения Общее собрание работников Учреждения 1.2. Управление образовательным учреждением Управление в МБОУ «Джалганская СОШ» осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава 3 школы и локальных актов, сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов. Цель управления школой заключается в формировании современного образовательного пространства школьной организации, способствующего обеспечению равных и всесторонних возможностей для полноценного образования, воспитания, развития каждого участника образовательной деятельности. Управляющая система школы представлена персональными (директор, заместители директора, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления. Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности. Управление школой осуществляет директор школы, в соответствии с действующим законодательством, которому подчиняется трудовой коллектив в целом. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Органы управления образовательным учреждением: Общее собрание работников Учреждения Педагогический совет Совет Учреждения Ученическое самоуправление Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу МБОУ «Джалганская СОШ». Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Собственные нормативные и организационнораспорядительные документации соответствуют действующему законодательству и Уставу. Ведущим принципом управления является согласование интересов субъектов образовательной деятельности: обучающихся, родителей, учителей на основе открытости и ответственности всех субъектов образовательного процесса за образовательные результаты. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Образовательная программа и учебный план на каждый учебный год предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового среднего общего образования и развитие ребёнка в процессе обучения. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалганская средняя общеобразовательная школа», фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является основным организационным механизмом реализации образовательной программы. Учебный план для 1-4 классов составлен на основе требований ФГОС НОО, 5-9 классов составлен на основе требовании ФГОС ООО. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования в 5-9 классах, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. Учебный план 8-9 классов и 10-11 классов составлены в соответствии с базисным учебным планом образовательных учреждений, на основе БУП-2004. Учебный план МБОУ «Джалганская СОШ» предусматривает: 4- летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов; 5- летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5 – 9 классов; 2- летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования 10 – 11 классов. В МБОУ «Джалганская СОШ» разработаны Образовательные программы, целью реализации которых является обеспечение выполнения требований стандартов образования. В течение 2020 года педагогический коллектив школы прилагал значительные усилия для того, чтобы обучающиеся успешно освоили государственный образовательный стандарт, особенно много внимания уделялось учащимся 1-10-х классов, которые обучались по ФГОС второго поколения. Обучение в начальной школе ведется по традиционной программе «Школа России». Все программы утверждены Министерством образования РФ и в полной мере соответствуют достижению прочного усвоения базовых знаний в соответствии с имеющимися стандартами образования. Важный показатель результативности образования – это качество знаний. Качество образовательной деятельности – один из показателей работы всего педагогического коллектива по вопросу развития мотивационной сферы обучающихся, их возможностей, способностей. Применяя в своей работе разно-уровневые и разнообразные формы обучения, инновационные образовательные технологии, учителя создали все необходимые условия для обучения детей с разными способностями, с разной степенью освоения учебного материала. Качество образовательной деятельности школы в течение года отслеживалась по результатам проводимых контрольных работ, итогам учебных четвертей и учебного года. Образовательная деятельность в школы носила характер системности, открытости. Это позволяло учащимся и родителям постоянно получать информацию о результатах проводимых контрольных работ. 5 2.1. Сведения о численности обучающихся за три года Уровень образова ния НОО 2018год Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 37 2019год Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 34 начало 2020 года Кол-во Кол-во классов обучающ ихся 4 34 ООО 5 42 5 45 5 45 СОО 2 9 2 8 2 4 итого 11 88 11 87 11 83 Контингент обучающихся и его структура на конец 2020 года Классы Количество В них По классов общеобразовательным обучается программам 1 1 8 8 2 1 7 7 3 1 10 10 4 1 9 9 итого 4 34 34 5 1 6 6 6 1 9 9 7 1 11 11 8 1 8 8 9 1 11 11 итого 5 45 45 10 1 2 2 11 1 2 2 итого 2 4 4 ВСЕГО 11 83 83 По программам адаптированного обучения 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по объективным причинам (переезд в другие населенные пункты РФ) и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы. Увеличение контингента учащихся в ОУ не происходит, численность стабильно уменьшается. 3. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Результаты образовательной деятельности 6 В 2020 году в МБОУ «Джалганская СОШ» в соответствии с лицензией реализовывались основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школа реализовывала образовательные программы по уровням образования: начального общего образования (НОО) (1 – 4 классы) – 4 класса; основного общего образования (ООО) (5 – 9 классы) – 5 классов; среднего общего образования (СОО) (10 –11 классы) – 2 класса. В ходе мониторинга успеваемости классов в целом по классам, параллелям, анализа уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам за истекший год определены: - показатели успеваемости, - выявлены качество и уровень обучённости по основным предметам в параллелях. За первое полугодие 2020-2021 учебного года: Количество обучающихся на начало года Количество обучающихся на конец года I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 35 45 5 35 45 5 Количество учащихся закончивших год на "отлично" Количество учащихся, закончивших год с одной "3" Количество обучающихся на "4" и "5" I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 8 6 0 10 16 0 7 8 3 Количество обучающихся имеющих академическую задолженность по одному предмету Количество обучающихся, имеющих академическую задолженность по 2 и более предметам I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 0 0 0 0 0 0 7 успеваемость % качество % I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 100 100 100 72,8 42,6 70 Количество учащихся (%) выполнивших комплексную работу 1 класс Количество учащихся (%) выполнивших комплексную работу 2 класс высокий средний удовлетворительный высокий средний удовлетворительный 2 2 0 0 4 1 Количество учащихся (%) выполнивших комплексную работу 3 класс Количество учащихся (%) выполнивших комплексную работу 4 класс высокий средний удовлетворительный высокий средний удовлетворительный 3 2 4 2 1 2 качество знаний % по русскому языку качество знаний % по математике I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 43,50 37,8 100,00 47,80 37,8 75,00 качество знаний % по литературному чтению (литературе) качество знаний % по иностранному языку 8 I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень 60,90 54,00 100,00 47,30 48,60 76,00 Выполнение образовательных программ Образовательные программы соответствовали статусу школы и носили типовой образовательный уровень. Программно-методическое обеспечение отвечало требованиям учебного плана и заявленным программам. Общие требования к программам, заложенные в календарно-тематическом планировании, выполнены всеми учителями. Образовательная деятельность носила характер системности, открытости, что позволило обучающимся и родителям постоянно владеть информацией о результативности обучения, знакомиться с рейтинговой картой школы, результатами проводимых мониторингов. Темы уроков, записанные в журналах, и сроки проведения занятий, в основном соответствуют планированию. По некоторым предметам, в течение учебных четвертей, имелись отступления, но это, в основном, было связано с региональными праздничными днями. В таком случае планы корректировались и выполнялись. При прохождении программ выполнена теоретическая и практическая часть. Учителями проводились экскурсии, практические занятия, лабораторные, контрольные работы, проектные задания, тестовые работы, работы творческого характера. Многие учителя школы на своих уроках широко применяют интерактивные доски с проекторами, компьютер, Интернет-ресурсы, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. 3.2. Сведения об участии выпускников в государственной итоговой аттестации в 2020 году В школе ведется целенаправленная, систематическая подготовка участников образовательной деятельности к ГИА. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ГИА, разрабатывался план мероприятий по подготовки учащихся к ГИА, который выполнялся в течение учебного года. Итоговая аттестация выпускников осуществлялась в соответствии с расписанием Рособрнадзора. Учащиеся, родители, педагогический коллектив были ознакомлены с нормативно-правовой базой, порядком проведения экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ на инструктивно-методических совещаниях, родительских собраниях, индивидуальных консультациях в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации, Положением о проведении основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Государственную итоговую аттестацию прошли 11 выпускников 9 класса и 2 выпускника 11 класса. Итоговая аттестация выпускников прошла без нарушений. Основное общее образование (9 класс) 9 Выпускники 9 класса сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику и два обязательных экзамена по выбору. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса осуществлялась (кроме обязательных предметов) по следующим учебным предметам: Биология – 11 человека; География – 11 человек; Все выпускники 9 класса успешно прошли Государственную (итоговую) аттестацию и показали 75 % качества знаний по русскому языку, что выше прошлогоднего показателя в на 3.8 %, качество знаний по математике равно прошлогоднему результату. Неудовлетворительных результатов нет. Кол–во Получили оценку Средний Средняя 5 4 3 2 балл учащихся оценка Русский язык 11 2 5 4 0 30,38 4 Математика 11 1 5 5 0 16,88 3,5 Биология 11 1 4 6 0 21,71 3,28 География 1 2 4 5 0 23,7 3,7 Полученные результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса показывают положительную динамику в качественном выполнении экзаменационных работ по предметам. Это свидетельствует об эффективной деятельности педагогического коллектива, включающей в себя проведение инструктивных совещаний, родительских собраний, консультаций, организацию дополнительных занятий. В течение учебного года проводились пробные экзамены по математике, русскому языку и предметам по выбору учащихся. В рамках ВШК отслеживались результаты контрольных работ по этим предметам. Аттестат особого образца получил 1 выпускник: Ибрагимов Амир Предмет Результаты государственной итоговой аттестации по алгебре и русскому языку, проводимой в форме ОГЭ Предметы Кол-во Получили оценку Получили Получили сдавших результаты результаты 5 4 3 2 ОГЭ выше ниже годовой годовой Русский язык 11 2 5 4 0 Математика 1 1 5 5 0 1 (12,5 %) 4 (50 %) 0 0 Выводы: Все обучающиеся 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию в 2020 году. Успеваемость по школе по результатам ОГЭ составила 100%. Все выпускники получили аттестаты об образовании. Среднее общее образование (11 класс) 10 Выпускники 11 класса проходили аттестацию в форме единого государственного экзамена. Учащихся, проходящих аттестацию в щадящем режиме, в 11 классе не было. Математику и русский язык сдавали все выпускники в обязательном порядке, остальные учебные дисциплины – по выбору. Выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса осуществлялся осмотрительно: ЕГЭ является для них и вступительным испытанием для поступления в ОО СПО и ОО ВПО. Выпускники 11 класса в 2020 году выбрали по выбору следующие предметы: Математика профильная – 1 человек; Физика - 1 человек; Результаты ЕГЭ: ЕГЭ предмет Количество участников Min балл по ОУ Max балл по ОУ Средний балл по ОУ Русский язык Математика (баз. уровень) Математика (проф. уровень) 2 1 45 4 65 - 55 4 1 20 - 20 Анализ результатов ЕГЭ показывает, что выпускники 11 класса успешно прошли итоговую аттестацию в 2020 году и получили аттестат о среднем общем образовании. Обращений родителей в школу по вопросам нарушений в процедуре подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников не было. В течение 3-х лет аттестаты об основном общем образовании и о среднем общем образовании получили все выпускники. Анализ результатов позволяет видеть, что учащиеся 11 класса успешно сдали экзамены по русскому языку, биологии и химии. По этим предметам учащиеся продемонстрировали 100 % успеваемость. Анализ итогов ЕГЭ показал, что учащиеся продемонстрировали знания и умения, определённые образовательными стандартами. В Подготовка к ЕГЭ была проведена на должном уровне. Анализ результатов ЕГЭ показывает, что по сравнению с итогами прошлого года в 2020 году по всем предметам средний балл ЕГЭ имеет тенденцию на повышение. Низкие результаты объясняются недостаточным уровнем мотивации учащихся на продолжение обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, недостаточной самостоятельной работой учащихся по подготовке к ГИА, слабым контролем со стороны родителей обучающихся. Со стороны школы были созданы все условия для подготовки обучающихся к ГИА: на уровне среднего общего образования за счет часов компонента образовательного учреждения увеличено на 1 час количество часов на изучение 11 русского языка (до 2-х часов в неделю на всем уровне среднего общего образования), на 2 часа увеличено количество часов по математике. Выделен час на проведение индивидуальных занятий в 9 классе по русскому языку (1 час). С января по май еженедельно проводились консультации по всем предметам, выбранным обучающимися для прохождения ЕГЭ, и дополнительные занятия со слабомотивированными обучающимися по математике и русскому языку. 3.3. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования Школа обеспечивает разработку и внедрение модели системы оценки качества образования в школе, проведение необходимых оценочных процедур, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители. Оценка качества образования осуществлялась посредством: • системы внутришкольного контроля; • • • государственной (итоговой) аттестации выпускников; внутреннего мониторинга качества образования; внешнего мониторинга качества образования. В качестве источников данных для оценки качества образования использовались: • образовательная статистика; • промежуточная и итоговая аттестация; • мониторинговые исследования; • отчеты работников школы; • посещение уроков и внеклассных мероприятий. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам); • качество организации образовательного процесса: доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; • качество основных и дополнительных образовательных принятых и реализуемых в школе, условия их реализации; • воспитательная работа; 12 программ, • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность обеспечению требуемого качества результатов образования; • состояние здоровья обучающихся. по Полученные в ходе самообследования данные обеспечивают возможность описания состояния образовательной системы школы, дают общую оценку результативности деятельности ОУ. В рамках внутришкольного контроля осуществлены: - посещения уроков, внеклассных мероприятий, - проверки поурочного планирования учителей, - ведения классных журналов, журналов внеурочной деятельности и кружковой работы, - ведения дневников учащихся, - ведения тетрадей учащихся начальной школы, Ведения тетрадей учащихся 5-11 классов по предметам естественноматематического цикла. По итогам поверок изданы справки, приказы, заслушаны на административных совещаниях, заседаниях школьных МО. При посещении уроков и внеклассных мероприятий выявлено, что учителя используют как традиционные формы обучения, так и информационнокоммуникационные технологии, технологии проектного обучения, кейстехнологии, игровые и интерактивные технологии, элементы проблемного обучения, что способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности, создало новые возможности получения знаний. Ежегодно проводится внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы. Он носит системный характер и осуществлялся в виде плановых, оперативных поверок, административных работ. Мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам. Изучено состояние преподавание ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе, внеурочной деятельности в начальной школе. Итоги проверок заслушаны на заседаниях педагогического совета. Применение ИКТ позволило создать банк данных, что позволяет быстро анализировать собранную информацию, составлять графики, таблицы, отражать результаты мониторинговых исследований. По итогам мониторинговых исследований в конце учебного года был проведён всесторонний анализ результатов работы, отмечены положительные и отрицательные тенденции развития школы. Поставлены задачи на следующий год. 3.4. Участие обучающихся в мероприятиях интеллектуальной направленности (предметные олимпиады, конкурсы, турниры, научноисследовательские конференции). В целях повышения мотивации к обучению и развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей в школе усилия педагогического 13 коллектива в 2020 году были направлены на создание условий для развития каждого обучающегося как ответственной и творческой личности, на повышение образовательного потенциала учителей и обучающихся. Этому способствовало: -развитие практических умений и приобретение навыков обучающихся на уроках и занятиях по дополнительному образованию при реализации - программы «Одаренные дети»; -активное участие школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях; -повышение квалификации учителей; -участие учителей в творческих конкурсах и научно-практических конференциях; -публикации лучших методических разработок; -аттестация педагогических кадров. Анализ участия обучающихся МБОУ «Джалганская СОШ» в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2020 году: Анализ участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах: ОТЧЕТ о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году № Предмет Кол-во участников Количество победителей/ призеров 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. физика информатика география математика русский язык право химия обществознание экономика английский язык 5 8 5 5 12 5 3 5 2 15 3/0 0/1 1/1 3/0 7/0 0/0 1/0 0/0 0/0 6/4 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. немецкий язык история литература биология физическая культура ОБЖ технология Начальные классы (4 класс) русский язык Начальные классы (4 класс) математика 2 6 5 6 12 15 4 2 0/0 0/0 4/0 3/0 6/0 9/0 2/0 0/0 19. 2 итого 119 14 0/0 45/6 Итого: - количество участников школьного этапа (чел.) - 119 - количество победителей школьного этапа (чел.)– 45 чел., - количество призеров школьного этапа (чел.) – 6 чел. Победителей и призеров муниципального этапа нет. 3.4.Общая информация о трудоустройстве выпускников МБОУ «Джалганская СОШ» в 2020 г. 3.4.1. Основное общее образование Наименование Окончили 9-й класс Продолжили обучение в 10 классе Продолжили обучение в системе СПО Не обучается (по инвалидности и достижении 18 лет) Переход в другую школу 3.4.2. Среднее общее образование Наименование Окончили 11-й класс Поступили в ВУЗы Поступили в СПО Работает Количество 11 4 7 0 0 Количество 2 1 1 0 Наша школа –это пространство благополучия, успеха и безопасности. Это –надежный, теплый дом, где есть работа и отдых, праздники, будни и добрые традиции. Наша школа открыта обществу. На сайте можно узнать все, чем живет школа, порадоваться нашим достижениям и победам. 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Характеристика педагогических кадров Общее количество работников ОУ (все работники) Всего педагогических работников Учителя, ведущие уроки Учителя с высшим образованием из них: с высшим педагогическим с высшим (не педагогическим), прошедшие переподготовку Педагогические работники, прошедшие курсы 15 Кол-во 34 19 19 16 % 100 100 100 100 16 0 77 0 13 80 повышения квалификации за последние 3 года (физические лица) из них: по ФГОС Учителя, аттестованные на квалификационные категории (всего): из них: на высшую квалификационную категорию на первую квалификационную категорию на соответствие занимаемой должности 4.2. 14 14 77 77 0 0 12 0 0 55 Характеристика административно-управленческого персонала Количество 2 2 2 Административно-управленческий персонал (физические лица) (всего) Административно-управленческий персонал (штатные единицы) (всего) Административно-управленческий персонал, имеющий специальное образование (менеджмент) Административно-управленческий персонал, получивший или 2 повысивший квалификацию в области менеджмента за последние 3 лет (физические лица) Административно-управленческий персонал, ведущий учебные часы 2 Учителя, имеющие внутреннее совмещение по административно2 управленческой должности (физических лиц) Педагогический коллектив эффективно работает по созданию условий для развития индивидуальной способности каждой личности, формированию информационнокоммуникативной и социальной компетентности учащихся, сохранению физического и психического здоровья, готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, их конкурентоспособности на рынке труда. 4.3. Учебно-методическое обеспечение По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы. Рабочие программы рассмотрены на заседаниях школьных методических объединений и утверждены директором школы. Структура рабочих программ соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования. Преподавание всех учебных дисциплин обеспечено учебно-методическими комплексами. В школе имеется собственная библиотека с читальным залом, в котором имеется 1 компьютер для работы обучающихся и педагогов. В библиотеке: число книг - 4660; фонд учебников - 3500, 75 %; научно-педагогическая и методическая литература - 1160 Востребованность библиотечного фонда и информационной базы достаточно высокая. 16 4.4. Психолого-педагогические условия В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы, которое обеспечивает: преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении начального, основного и среднего общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся. В том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; -формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; -вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; -вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Материально-технические условия Материально-технические условия позволяют реализовывать основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, а также ФКГОС основного и среднего общего образования; 2) соблюдение: -санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму); -санитарно-бытовых условий (имеются: гардеробы для обучающихся, санузлы, места личной гигиены); 3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, нормам, предъявляемым к: территории организации; зданию школы. Школа располагается в 1-этажном здании. Территория школы огорожена по периметру. Общая площадь земельного участка, занятого под школу составляет 1 га. По всей площади посажены деревья и кустарники. Во дворе школы находится здание хозблока, спортивная площадка. Материально-техническая база находится в удовлетворительном состоянии и включает в себя 8 учебных кабинетов, оснащенных учебной мебелью и оборудованием, учительскую, актовый зал, комбинированная мастерская, и библиотека. Имеется столовая, в которой дети получают завтрак. Развитие материальнотехнической базы в соответствии с поставленными задачами, происходило за счёт бюджетных (федеральный и муниципальный бюджет) ассигнований. Педагогами школы проведена большая работа по оборудованию учебных 17 кабинетов новыми стендами, раздаточным и наглядным материалом. Библиотека пополнилась новыми учебниками. Проведен ремонт школы. Закуплена мебель на сумму 3500 тыс. руб. для классных кабинетов. Проведен косметический ремонт классных кабинетов и коридоров. Облагорожена вся территория школы. Анализ раздела плана укрепления материально-технической базы школы показывает, что все его пункты выполнены в полном объёме. 1. Анализ ведения финансовых расчётов по целевому использованию бюджетных средств показывает их прямое назначение, т.е. нарушений в этом направлении нет. 2. Учебники на сумму 146,806 тыс.руб.; 3. Были проведены мероприятия по укреплению материальной базы школы, что позволяет создать лучшие условия для учебно-воспитательного процесса в школе 4. В течение учебного года в школе проводился текущий и косметический ремонт зданий школы: 5. Укрепление материальной базы школы всегда было, делом первостепенной важности и всегда имеется недостаток в материальных средствах. 6. Общая финансовая стратегия школы: разумное расходование собственных и привлечение средств с целью развития учреждения, повышения заработной платы работников. Все решения по укреплению материально-технической базы школы были согласованы с Советом Учреждения и одобрены его членами . Пополнение учебного оборудования, технических средств, новых современных технологий позволяет повысить качество образования учащихся. Бюджетное финансирование не покрывает всех финансовых нужд школы, поэтому определяются приоритеты и задачи решаются постепенно. Основные расходы были направлены на заработную плату работников школы и начисления на нее, коммунальные услуги, интернет услуги, питание обучающихся. 5.2. Условия, обеспечивающие безопасность образовательной среды Безопасность ОУ является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность ОУ включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Реальные условия современной жизни подтверждают несомненную актуальность изучения и обеспечения безопасности. Комплексная безопасность школы достигается в процессе осуществления следующих основных мер и мероприятий: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; 18 осуществление пожарного надзора, в школе установлена система автоматической пожарной сигнализации: прибор приемно-контрольный охранно-пожарный; организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; установлена система видеонаблюдения, имеющая 13 внешние камеры видеонаблюдения по периметру и в здании школы Плановая работа по антитеррористической защищенности ведется на основе разработанного Паспорта безопасности. Допуск без ограничений на территорию школы разрешается автомобильному транспорту экстренных аварийных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, управления ЧС и ПБ, управления внутренних дел, газовой службы, тепловых сетей, электросетей при выводе их из строя. Допуск указанного автотранспорта разрешается администрацией школы при проверке у водителей сопроводительных документов и документов, удостоверяющих личность водителя. В школе имеется тревожно-вызывная сигнализация, представляющая собой стационарную кнопку тревожной сигнализации, оборудованную на посту охраны. Эта сигнализация предназначена для скрытого и экстренного вызова группы задержания вневедомственной охраны и группы немедленного реагирования. Она находится в рабочем состоянии постоянно и ежедневно проверяется сотрудниками школы, отвечающими за безопасность, с обязательной регистрацией в журнале По результатам динамического наблюдения за здоровьем детей выявлено снижение заболеваемости учащихся ОРВИ и гриппом. Просветительская работа по формированию ценностного отношения к здоровью в школе ведется по разным направлениям. Это серии классных часов «Будем здоровы», «Уроки безопасности». На стендах школы размещена информация о распространенных заболеваниях и способах противостояния им, размещаются рисунки, плакаты школьного конкурса «Мы за здоровый образ жизни!». Ежегодно проводятся медицинские осмотры детей и работников школы, Дни здоровья, традиционные мероприятия, физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы и многое другое. Организованы спортивные секции, проводились соревнования «Веселые старты». Учащиеся постоянно участвовали в районных соревнованиях и турнирах по футболу, баскетболу, шашкам, шахматам, занимая призовые места. Вакцино- профилактикой охвачены более 90% здоровых учащихся, 94% учителей. Доля сотрудников, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда – 80%, прошедших курсы по первой медицинской помощи-100% учителей. В 2018 году доля травматизма обучающихся во время пребывания в школе составила 0% , случаев дорожно-транспортного травматизма не было. 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 19 Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа реализуется в рамках внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: Общешкольные воспитательные мероприятия. Внешкольную и общественно полезную деятельность. Социальные проекты: - организация различных экскурсий; - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах; - организация посещения музеев, выставок. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы в предшествующем учебном году, сформулированы задачи на учебный год: 1. Активизация ученического самоуправления в классах. 2. Создать условия для формирования нравственной культуры, гражданской позиции, расширения кругозора, интеллектуального развития обучающихся. 3. Создать условия для формирования у учащихся представление о здоровом образе жизни, развивать систему работы по охране здоровья учащихся. 4. Развивать систему работы с родителями и общественностью. 1.1.1.1.1. Вся воспитательная работа была построена таким образом, чтобы была возможность реализовать эти задачи. 1.1.1.1.2. Работа коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строится на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы. Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, секции, воспитание познавательных интересов учащихся, организация досуга детей. 1.1.1.1.3. Традиционно в нашей школе реализуются воспитательные тематические периоды: «Внимание, дети!» (сентябрь), «Дорогие мои, старики» (октябрь), «Мы за здоровый образ жизни» (ноябрь), «Я и мое место в мире» (декабрь), «Я - патриот» (январь), «Быстрее, выше, сильнее» (февраль), «Читаем вместе» (март), «Живи, родник» (апрель), «Помним дни былые» (май), «Вот и лето пришло» (июнь). Такой подход к планированию воспитательной работы в школе, на наш взгляд, является наиболее оптимальным, поскольку позволяет систематизировать воспитательные мероприятия по отдельным блокам. Содержание тематических периодов варьируется каждый год с учетом 20 компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организации деятельности ученических сообществ осуществляется через совет обучающихся, состав которого избирается на общешкольном собрании; советов классов; совет Дружины. В работе используются такие формы как: заседание совета, учеба актива, рейды: «О чем расскажет мой дневник», «Школьная форма должна быть в форме», «Свой учебник сохрани», «Школа наш уютный дом, в ней порядок наведём»; Вся работа ученического коллектива проходит через коллективные творческие дела: школьный праздник «Мы вам честно сказать хотим», выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп», праздник «Посвящение в первоклассники», конкурс проектов «Новогодний дизайн», «Священный долг - Отчизну защищать». приняли участие во Всероссийских акциях: «Голубь мира», «Бессмертный полк», « Обелиск». в течение года проводит ряд мероприятий, в которых используются материалы музея: «У истоков нашей школы», «Профессии наших родителей», «Бессмертный полк села» По инициативе совета обучающихся в школе проводятся традиционные акции: «Помоги собраться в школу», «Школьный двор», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» В течение года члены совета обучающихся проводят творческую учебу актива классов и школы. Работа Совета обучающихся освящается на стенде в школы, сайте школы и в Дневнике.ру. Совет обучающихся школы планирует свою работу в соответствии комплексным планом работы школы на учебный год. Заседания проводятся один раз в месяц. Согласно проведённому опросу среди учащихся и учителей, проведенные общешкольные дела, в которых каждый класс принял участие, имеют высокую оценку. Все дела по-прежнему остаются желанными для большинства детей и их наставников. В программе воспитания и социализации обучающихся большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, целью которого является развитие патриотизма и гражданской солидарности. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по этому направлению: знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания). Акции: «Обелиск», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы», «Мои пятерки – победителям!», «Цветы у обелиска», «Вахта памяти», Участие в районных мероприятиях: «Джалганская школа безопасности -Зарница». «Сто баллов для ЕГЭ» Конкурсы. Региональные: Первый всероссийский Урок мужества, заочный конкурс видеороликов «Поле русской славы», макет баннера «Они творили историю» Муниципальные: конкурс творческих работ, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны 1914-1918г, конкурс эссе «75 лет – Сталинградской битве», муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», конкурс исследовательских работ «Моя семья в истории страны», ОРКСЭ. 22 Мероприятия: «День героев Отечества», День неизвестного солдата «Вахта памяти», «А, ну-ка, мальчики!», «Легко ли быть солдатом» Итоги: Первый всероссийский Урок мужества - сертификат участника. областной заочный конкурс видеороликов «Поле русской славы». муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество» историческая викторина «Зарница -2018» районный конкурс ОРКСЭ Целью воспитания социальной ответственности и компетентности является создание условий для осознанного принятия роли гражданина, знания гражданских прав и обязанностей, приобретения первоначального опыта ответственного гражданского поведения. Для реализации этой цели разработаны и проведены мероприятия: Уроки общения «Право быть ребенком», «Правила, обязательные для всех» Неделя правовых знаний «Можно, нельзя, нужно», «Меня защищает закон» Международный день прав ребенка. Уроки права «Закон и порядок» Уроки – презентации «Знаешь ли ты свои права», «Закон на стаже детства» Лекторий «Все мы потребители товаров и услуг» Конкурс рисунков «Потребитель имеет право» День семьи. Традиции и обычаи. КТД «Портрет моей семьи» КТД классов «Помоги ближнему».(декада инвалидов) Уроки профориентации. Деловая игра «В поисках призвания». Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания решает задачи формирования навыков сознательного принятия базовых национальных российских ценностей. С этой целью проведены мероприятия: День воинской славы России. Классные часы, уроки мужества, уроки-презентации «Помни нас, Россия» День спасателя в России Уроки здоровья и безопасности. «Откуда приходит опасность!» Игра-конкурс «Запомнить нужно твердо нам: пожар не возникает сам!» Акция «Поздравляем!» (Поздравление ветеранов труда школы) Встречи с детьми войны «Нам детство изувечила война» День народного единства «Мы команда одного корабля» Годовщина присоединения Крыма к России «Мы вместе» Уроки Конституции «Процветай, моя Россия!» Турнир знатоков природы «Это земля – твоя и моя». Кроме проводимых школьных мероприятий, ребята являются активными участниками конкурсов данного направления воспитания. В школе разработан и осуществлен план по трудовому воспитанию подрастающего поколения Работа в составе Ученического совета комиссии «Порядок» в течение года Проведение рейдов «Школа наш уютный дом, в ней порядок наведём», «Порядок в школе, порядок в классе», «Ты учебник сохрани, 1 раз в месяц 23 своей школе помоги» Организация дежурства классов по школе в течение года Организация и проведения генеральных уборок в течение года Организация и проведение акций «Подари цветок школе», «Чистый школьный двор!», «Кормушка», «Школьная клумба» «Скворечник» в течение года Родительское собрание по вопросам организации трудового воспитания школьников, формирования в семье трудовых обязанностей детей апрель Выставка рисунков «Профессия моих родителей» в течение года Всероссийская акция «День без турникетов» апрель в течение года 0 Уроки - встречи старшеклассников с представителями ВУЗ, техникумов, лицеев в течение года 1 Оформление информационного стенда «В мире профессий» Выставка в школьной библиотеке март 2 «Выбираем профессию» Большую роль в воспитании экологической культуры и трудолюбия играет работа на пришкольном участке. Учащиеся школы регулярно проводят генеральные уборки учебных кабинетов, территории прилегающей к школе. Формирование ценностного отношения к миру, восприятия искусства как особой формы познания и преобразования мира – основная задача воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Решению задачи способствуют проведенные в школе мероприятия: праздники: «Здравствуй, школа!», «Мы вам честно сказать хотим…», «Посвящение в первоклассники», праздники, посвященные 8 Марта, в классных коллективах, «Праздник Последнего звонка» выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп» акция «Подари цветок школе» цикл коллективно – творческих дел «Новый год у ворот!» экскурсии краеведческий музей, посещение творческих выставок и театральных постановок. (Арзамас, Дивеево) конкурс «Лучший читатель школьной библиотеки» Особую роль в создании условий для формирования основ культуры играет школьная библиотека. Цель работы библиотеки: воспитание нравственной личности, духовно богатой, 24 внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов. Основными задачами работы библиотеки в 2019-2020 учебном году были: 1. Формировать у учащихся навыки культуры чтения, повышать читательскую грамотность и смысловое чтение. 2. Развивать интерес к книге через проведение культурно-досуговых мероприятий с использованием литературных произведений. 3. Продолжить пропаганду литературы, способствующую всестороннему развитию личности учащихся, интереса к знаниям, умению самостоятельно работать с книгой. 4. Создавать условия для раскрытия творческих способностей учащихся. 5. Уделить особое внимание сохранности библиотечного фонда, в том числе учебников. В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению. Наличие в библиотеке красочных детских книг, ориентированных на младших школьников, позволило в разы увеличить количество маленьких читателей. Кроме того в результате рекламы литературы для подростков количество читателей среднего звена также увеличилось. Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка», «Юный натуралист», «Филя». К сожалению, новых поступлений периодики в текущем году нет. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фантастику, любовные романы и детективы, адаптированные к их возрасту. В начале учебного года традиционно совместно с учителем 1-го класса организована экскурсия в школьную библиотеку первоклассников. «Добро пожаловать в библиотеку» – так называлась беседа библиотекаря с детьми, где они познакомились с историей книги и библиотек, правилами пользования библиотекой и обращения с книгой. Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; анализ читательских формуляров и т. д. Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста обучающихся, умения читать, интереса и т.д.). После таких бесед ребята могут выбрать литературу самостоятельно. Новой формой работы с читателями с целью адаптации будущих студентов является обеспечение свободного доступа к библиотечному фонду обучающихся выпускных классов. В целях пропаганды чтения и повышения престижа читающего человека, в 20172018 учебном году были проведены следующие мероприятия: библиотечные уроки «День памяти жертв политических репрессий», «День народного единства – наш праздник», «Блокада Ленинграда», «Сын земли нижегородской», «Красный, жёлтый, зелёный», «День Защитника отечества», «Твои права», «Пионеры-герои», «Год футбола в России», «Д. Ушаков. Словари», «Собирал человек слова. В.И. Даль», «Чудесная страна Библиотека», «Сергей Есенин», «Твои права и обязанности, школьник», «Нам детство изувечила война», «Россия – любимая наша страна», «Международный день детской книги», «Георгиевская ленточка», праздник к Всероссийскому Дню библиотек, литературная композиция ко Дню детской книги «Вечное чудо – книга» . 25 В текущем учебном году под руководством педагога-библиотекаря учащиеся школы приняли участие в районном конкурсе театрализованных постановок по произведениям А.М.Горького, заняли 1 место. Тесное сотрудничество библиотеки с большинством классных руководителей и учителей русского языка и литературы, а особенно учителей начальных классов позволило привлечь в ряды активных читателей, проявляющих большой интерес к познавательной, художественной и справочной литературе, большое количество школьников. Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Регулярная смена красочных выставок к юбилейным датам поэтов и писателей, а также к историческим датам проводится с целью привлечения внимания учащихся, учителей и родителей к деятельности и фонду библиотеки. В процессе проведения выставок происходит знакомство читателей с имеющимися изданиями по той или иной теме, с биографией, творчеством великих людей, привлечение детей к чтению, воспитание любви к книге. В течение учебного года велась справочная и информационная работа, были выполнены необходимые справки и отчёты, оказывалась методическая помощь в написании докладов, рефератов, в подготовке и проведении классных часов, методических объединений учителей. В текущем учебном году впервые оказывалась помощь всем желающим в создании тематических презентаций по различным предметам. С целью сохранности учебного фонда библиотеки дважды в год (в октябре и феврале) проводятся рейды по классам, во время которых выявляются нерадивые пользователи учебников, которым указывается на необходимость исправить ситуацию. Необходимо отметить, что читательская активность обучающихся старшего звена ещё не очень высока. Это, возможно, объясняется и объективными причинами современной жизни – многие ученики предпочитают чтению бумажных книг чтение электронных книг дома. Итоги. 1. Школьная библиотека выполняет большой объём работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала, способствует повышению заинтересованности обучающихся во многих областях знаний, продолжает организовывать мероприятия по привлечению пользователей к работе с различными информационными носителями, в том числе электронными. 2. Организовываются мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни . 3. Продолжается работа над повышением качества и доступности информатизации, качества обслуживания пользователей. Умение читать - насущная необходимость в наш просвещённый век. Школьные библиотеки играют важную роль в обучении чтению. Развитие культурных навыков идет параллельно с развитием навыков чтения. Пробудить в детях потребность в радостном исследовании книг и поддерживать этот интерес на протяжении всех лет их учебы в школе – вот основное направление деятельности школьной библиотеки. С введением новых ФГОС меняется и роль библиотеки – она должна соответствовать современным требованиям образования и воспитания. Исходя из вышеизложенного, на 2019-2020 учебный год школьная библиотека ставит следующие задачи: 1. Продолжать формировать у учащихся навыки культуры чтения, повышать читательскую грамотность и смысловое чтение. 26 2. Развивать интерес к книге через проведение культурно-досуговых мероприятий с использованием литературных произведений. 3. Продолжать пропаганду литературы, способствующую всестороннему развитию личности учащихся, интереса к знаниям, умению самостоятельно работать с книгой. 4. Формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. Обучающиеся занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Используют различные формы работы: театрализованные представления «Знайте, правила движения», соревнования «Я, мои друзья и правила движения», выпуск листовок «Дорожная азбука», проведение викторин для обучающихся и их родителей. . В течение учебного года при проведении месячника «Внимание – дети!» члены Совета Дружины проводят тематические занятия с учащимися младших классов: «Это каждый должен знать, обязательно на «5», с учащимися начальных классов составляют маршрутные листы «Моя дорога в школу и обратно», проводят викторины «Наш трехцветный друг», «Дорожные знаки важны и нужны, их дети и взрослые помнить должны». В рамках безопасности движения организуется конкурсы рисунков, плакатов, составляет для ребят тренировочные кроссворды, ребусы. При этом раздаются листовки, буклеты, памятки для водителя и пешехода. В учебных кабинетах начального звена размешены уголки по безопасности; в рекреации размещен информационный стенд по ПДД. Активно принимаем участие в конкурсах, посвященных безопасности на дорогах и улицах. Большая просветительская работа по безопасности дорожного движения проводится педагогомбиблиотекарем, которая включает в себя проведение библиотечных уроков, обзор газеты «Добрая дорога детства», викторины, книжные выставки. Регулярно в течение всего учебного года на родительских собраниях рассматриваются вопросы обеспечения безопасного поведения детей на дорогах и улицах города. В течение учебного года проводятся встречи обучающихся с инспекторами ГИБДД. В начале учебного года классными руководителями заполняются социальные паспорта классов, которые обрабатываются и анализируются. По итогам анализа составляется социальный паспорт школы. На основании анализа социальных паспортов составляется списки обучающихся школы различных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные, опекаемые, списки детей из семей СОП, состоящих на ВШУ и ПДН, состоящих на учёте у классного руководителя). Работа строится на основании списка обучающихся, попавших в перечисленные группы риска. Проанализировав социальные паспорта, мы получили следующие результаты. На начало года в школе обучались 3 детей из 3 неблагополучных семей. На конец года в школе продолжают обучаться 3 детей из 3 неблагополучных семей. В ходе летней занятости учащихся был оздоровлен 1 учащихся из неблагополучных семей на профилактическом учете, были трудоустроены в 2 учащихся состоящих на учете из неблагополучных семей. Своевременно проводилась корректировка данных социального паспорта и непосредственно личных данных учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Эти мероприятия позволяли правильно планировать, контролировать и координировать социальн опедагогическое содействие и адресную помощь социально неблагополучным семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также своевременно выходить на уровень взаимодействия с КДН, ПДН, отделом опеки и попечительства и вести профилактическую 27 внеплановые заседания совета профилактики. Проведены социально - педагогические мероприятия с учащимися: классный час: « Мои права и обязанности. Ответственное отношение к личным вещам» (5 классы) круглый стол: «Конфликты и пути их разрешения» (9 классы) классный час: «Диалог о вредных привычках» (7 классы) диспут: «Успех в жизни» (8 классы) социально-педагогическое занятие «Твои права и обязанности» (6 классы). С целью охраны и защиты прав детства в школе осуществлялся комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите опекаемых детей. Опекаемые дети обеспечены всем необходимым для учебных занятий и досуговой занятости. Администрация школы, психолог и учителя-предметники оказывают индивидуальную, психолого-педагогическую помощь опекаемым детям, проявляют заботу, дружелюбие и гуманность. Все опекаемые проживают с опекунами. Школьным психологом и администрацией школы проводились индивидуальные беседы с родителями, учащимися проводились собрания, лектории. Не смотря на то, что количество детей состоящих на профилактическом учете равно нулю, необходимо продолжить профилактическую работу педагогического коллектива по всем направлениям в следующем учебном году. Уделить особое внимание проблеме пропуска уроков, соблюдению Устава школы, так как на внутришкольном учёте чаще всего состоят учащиеся за нарушение правил поведения и обязанностей обучающихся. Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится. На протяжении нескольких лет классные руководители используют диагностическую программу изучения уровня воспитанности учащихся М.И. Шиловой. В целях выявления основных качеств личности, которые надо выработать в себе, для достижения успеха в этом году так же проведена диагностика учащихся 1-10 классов. Диагностика проходит в форме анкетирования. Основные направления диагностики: 1. Отношение к труду 2. Я и общество 3. Эстетический вкус (отношение к прекрасному) 4. Я (отношение к себе). Анализируя результаты динамики уровня воспитанности учащихся, приходим к выводу, что: высокий уровень 4,5, 9, 10, 11 классах хороший уровень в 1, 3, 8 классах средний уровень в 2, 6,7 классах. Средний уровень по школе – 4.7. Рост составил 0.2 Во всех классах наблюдается рост уровня воспитанности, что указывает на правильность выбора методов и грамотный подход классных руководителей к планированию и организации воспитательной работы с учащимся. В школе используются разнообразные интерактивные формы работы с родителями. Наряду с традиционными формами, такими как родительские собрания, различного уровня, консультации, анкетирования используются разнообразные формы общения и взаимодействия: информационно – аналитические: 29 Дневник.ру, размещение информации на школьном сайте, стендах школы, прием у директора школы «Мы вам спасибо говорим!»; досуговые: совместное проведение общешкольных праздников таких как: «Здравствуй, школа!», праздник, посвященный Дню учителя «Мы вам честно сказать хотим…», выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп», «Новый год у ворот!», День матери «Возвращение к истокам», КТД «Гордость моей семьи», «А, ну-ка, девочки!»; познавательно-образовательные: турнире знатоков природы «Это земля – твоя и моя», уроки профориентации «Профессии наших родителей», мастер-класс наглядно – информационные: выставки фотографий, детских рисунков, выпуск газет; совместная деятельность: совместная деятельность родителей и детей в конкурсах творческих работ различного уровня, привлечение к участию в детской исследовательской и проектной деятельности: коллективное творческое дело «Мастерская Деда Мороза», экскурсии. Педагоги школы используют разнообразные современные педагогические технологий, которые позволяют разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей. Анализ воспитательной деятельности школы показывает, что, не смотря на значительные достижения в духовно-нравственном развитии и воспитании, социализации учащихся существуют ещё не решенные проблемы, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу и родительскому сообществу. Так как воспитание является длительным процессом, то и реализация программы воспитания и социализации обучающихся требует большого промежутка времени. На основании этого сформулированы следующие задачи: 1. Создать условия для формирования нравственной культуры, культуры труда, расширения кругозора, интеллектуального развития обучающихся. 2. Создать условий для осознанного принятия роли гражданина, знания гражданских прав и обязанностей, развития патриотизма и гражданской солидарности. 3. Создать условия для формирования у учащихся представления о здоровом образе жизни, развивать систему работы по охране здоровья учащихся. 4. Развивать систему работы с родителями и общественностью. Одна из традиций школы - проект «Здоровая Россия», который осуществляется в апреле под девизом «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен забраться сам». План проекта Мероприятие Оформление рекреаций школы по темам: 1-2 кл. – «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» 3-4 кл. – «Лучше средства от старости нет – делай зарядку до старости лет» 5 кл. – « Мне не нужно докторов – буду я 30 Ответственные заместитель директора по ВР классные руководители всегда здоров» 6 кл.– «Вредным привычкам – жестокий бой – в этом уверены мы с тобой» 7-8 кл. – «С пьянством водиться, что в крапиву садиться» 9 кл. - «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» 10-11 кл – «Известно, что вся хвороба происходит от микроба» Линейка, посвящённая Дню здоровья Общешкольная зарядка. День креативных физкульт-минуток на уроках. Рейд «Чистота – залог здоровья!» заместитель директора по ВР учителя физической культуры Ученический совет Анкетирование «ЗОЖ», цель – оценка знаний основ здорового образа жизни. ( 7-е классы) День информационных «пятиминуток», посвящённых профилактике вредных привычек и сохранению здоровья Учителя-предметники Единый урок «В здоровье наша сила» Классные руководители Подвижные игры на переменах для 1-5 кл. Ученический совет Квест - игра, посвящённая сохранению и Заместитель укреплению здоровья: «На тропе счастья» по ВР Подведение итогов месячника. директора 7. ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ Школа продолжит работу в 2020 году по - обеспечению функционирования и развития общеобразовательного учреждения, реализацию прав граждан на получение гарантированного общедоступного, бесплатного в рамках федеральных государственных 31 образовательных стандартов общего и дополнительного образования в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; - достижению современного качества общего образования: -введение ФГОС основного общего образования в 9-м классе; -повышение качества образования; -повышение профессионального мастерства педагогов; - обеспечению специальных условий для инклюзивного образования детейинвалидов и детей с ОВЗ; - использованию информационных технологий в школе; - внедрению дистанционных технологий обучения в практику работы школы; - совершенствованию работы по ведению электронного журнала; - созданию эффективного воспитательного пространства в образовательной организации; - гражданско-патриотическому воспитанию на основе внедрения инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях, опираясь на имеющийся опыт по данному направлению; - сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, формированию стремления к здоровому образу жизни; - обеспечению условий для развития и самоопределения детей и подростков через совершенствование системы дополнительного образования; Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения. 32